Старший воспитатель О. М. Гаврилюк
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 ноября 2022 года № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования”
Методические рекомендации педагогам и полезные советы родителям
ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО!
(главное правило)
Правило №1.
Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, только если он сам не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься сам!»
Правило №2.
Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, даже если вам придется пожертвовать своим временем. Важно: на себя возьмите только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать ему самостоятельно! По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.
Правило №3
Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему! Доверяйте своему ребенку!
Правило №4.
Не нужно следить за каждым движением вашего ребенка. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или – своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, уметь прогнозировать последствия и становиться «сознательным»!
Правило №5
Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать! Это как раз тот момент, когда нельзя сказать «Мне бы твои проблемы!».
Правило №6.
Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, просто сообщите ему об этом в форме «Я – высказывания»: «мне неприятно, когда…», «я чувствую себя обиженной, если…», «мне так грустно, когда…» и т.д.
Правило №7
Удаляйте из своего общения с ребенком привычные или автоматические реакции: приказы, команды; предупреждения, угрозы; мораль, нравоучения и др.! Общение должно быть конструктивным.
Правило №8.
Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке! Ребенок должен справляться со своими поручениями и заданиями, пусть и с приложением некоторых усилий.
Правило №9.
В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Но их не должно быть слишком много, Было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; – родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; – тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!
Правило 10
Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
Правило 11.
В случае нарушения правил следует применять санкции, а не наказание! Санкции следуют за проступком незамедлительно. И всегда и везде родители озвучивают то, что им неприятно применять те или иные санкции, но ребенок должен понимать, за что они последовали.
ТЕРПЕНИЯ ВАМ И ЛЮБВИ!
Изучение и сопоставление различных дошкольных образовательных программ, результатов анкетирования и опроса дали возможность определить варианты взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам приобретения, использования игр и игрушек в условиях семьи. Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь родителям следует знать, что такое школьная зрелость.
Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребенка к школе:
- Психологическое направление: Общее физическое развитие
Характеристика движений
Степень моторики рук
Произвольная регуляция действий
Уровень работоспособности и степень утомляемости. - Интеллектуальное направление: Уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности
Степень развития мыслительных операций
Развитие отдельных познавательных психических процессов. - Личностная готовность ребенка: Наличие нравственных категорий
Применение волевых усилий
Сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми)
Умение слушать другого человека
Уровень самооценки дошкольника.
Готовя ребенка к школе, родители должны учитывать психолого- педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботясь о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, – это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращая внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры.
Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно- ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.
На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерную тематическую направленность игр и игрушек, которые помогают сформировать у будущего первоклассника представление об окружающем мире.
№ п\п | Знания и умения ребенка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу | Тематическая направленность игр |
1 | Ребенок должен знать:
|
Настольные игры, пособия, пазлы, лото ( в т.ч. звуковые)викторины, наборы фотографий, карты и т.д. из различных материалов на темы: «Семья», «Моя квартира», «История города»
Конструкторы и строительные наборы на темы: «Дом», «Деревенская избушка», «Фермер», «Храм» и др. |
2 |
|
|
3 | Ребенок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности | Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы) : «Улица», «Опасные ситуации», “Опасно- безопасно» , «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Азбука пешехода», «Дорога», «Светофор», «Горящий дом» и др. |
4 | Различать виды транспорта | Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, рамки- вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и др.), игрушечные машины, в т.ч. специальные (пожарная, скорая помощь, трейлер, самосвал, кран, цистерна, ракетовоз и др.) |
5 | Иметь представления о различных профессиях | Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры на темы: «Профессия». «спасатели», Парикмахерская». «Пожарная станция», «Супермаркет», «Мини-магазин», «Мастерская» и т.д. |
6 | Правильно называть:
|
Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «Времена года», «Многоцветный круг», «Сказочный круг», «Календарь погоды» и др. |
7 | Помнить названия и порядок дней недели | Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «все о временах года», «Я учу дни недели», «Веселый распорядок дня» и т.д. |
8 | Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких северных стран; знать их повадки и отличия, называть детенышей; иметь представления о зимующих и перелетных птицах | Игрушки , изображающие животных и их детенышей, Лото, домино, конструкторы, наглядно-дидактические пособия, настольно-печатные и развивающие игры, например, «Семья жеребенка (ягненка и т.д.)», “Кто чья мама», «Дикие (домашние) животные», Животные Севера», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и ее обитатели», «В мире животных», “Кто где живет» и др. |
9 | Знать и различать овощи, фрукты. Ягоды, продукты питания | Лото, домино, кубики, конструкторы, наглядно-дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, мозаики («Корзинки с фруктами или овощами», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды лесные» «Ягоды садовые», «Где растет?», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья») |
10 | Уметь:
|
Настольно-печатные и развивающие игры, мозаики, кукольный театр и т.д. например «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки о животных», «Играем в театр», «Опорные картинки для пересказа», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь» и т.д. |
11 | Ребенок должен:
|
Настольно-печатные и развивающие игры, наглядно-тематические пособия, игры в слова, например «Заселяем домики», «Звуки», «Веселые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Прочитай по первой букве» и др. |
12 | Различать и правильно называть геометрические фигуры:
|
Дидактические наборы, настольно- печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры («Форма), «Геометрические фигуры», «Цветная геометрика», «Геометрические формы» и др.) |
13 | Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги ( право, лево, верх, низ) | Дидактические игры «Не ошибись», «Найди по описанию» и т.д. |
14 | Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10 | Развивающие и логические игры «Математика 1, 2, 3», «Математические весы», «Счетные кубики», «Веселый счет», «Юный математик», «Первый счет», «Счетные палочки», «Палочки Кюизенера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Умное домино» и.т.д. |
15 | Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полдоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры. | Развивающие и логические игры, дидактические пособия из различных материалов («Геометрическая мозаика, «Моторика 1, 2, 3», «Трафареты», “Умные клеточки» и др.) |
16 | Развивать память, внимание, мышление | Логические игры и дидактические пособия на разных материалах («Смотри, играй, запоминай», «Морской бой» и др. ) |